VK.init({apiId: 2667932, onlyWidgets: true}); >

Может ли петушок быть правшой или левшой - Мафия Betta Splendens Рыбка Петушок

Перейти к контенту

Главное меню:

Может ли петушок быть правшой или левшой

Статьи > О рыбках петушках

Может ли Betta (или другая рыба) быть правшой или левшой?
Проект для возможной научной ярмарки, посвященной поведению рыб.
Д-р Джене А. Лукас перевод И. Бескоровайной   

Может ли рыба быть «право-» или «леворукой» или, возможно, «симметричной»? Вероятно, можно было бы с легкостью ответить: «Кто знает, и кого это заботит?» Но все же, возможно, данный вопрос не так глуп, как может сперва показаться. Мы знаем, что, например, лосось научился прыгать по «лестнице» (т. н. «лососевая лестница» представляет собой искусственно созданный ряд бассейнов, расположенных уступами один выше другого настолько, чтобы рыба могла без труда перескакивать из одного бассейна в другой – прим. переводчика), чтобы обойти препятствия на пути своего возвращения на исконные нерестилища. Такие изнурительные усилия, чтобы вернуться, - это результат инстинктивной, управляемой сложными внутренними и внешними стимулами реакции, которая, в конечном итоге, дает возможность воспроизводства и поддержания их вида. Самое главное, что если они не будут этого делать - они не выживут.   
Сколькие из нас потрудились задаться вопросом: почему некто решил построить эти лестницы впервые, и как на это повлияло то, что они узнали о поведении лосося? Я полагаю, ответить не сложно. Скорее всего, наши индейские предшественники, опираясь на наблюдения, что рыба легче ловится в местах, где течение сужается, начали строительство искусственных участков, если отсутствовали естественные. Окончательное открытие цикла размножения рыб и необходимость позволить им продолжать его, сподвигла людей  обеспечить им дополнительные способы обойти застройки, такие, как дамбы, дороги или любые другие. Так появилась концепция лестницы.


Атлантический лосось преодолевает пороги                              Нерест лосося                                                              Лосось на "лестнице"

Представьте себе, что происходило в голове того, кто спроектировал лестницы... Очень эффективный метод помощи лососю, но с какими проблемами они столкнулись в вопросах «что строить», «как», «когда» и, особенно, «где»? Заинтересовало ли их, придерживается рыба правой,  левой стороны или предпочитает середину потока? Могло ли это быть важным с точки зрения успеха? Кажется,  могло.   
Так  к чему я веду?   
Некоторое время назад мое альтер-эго д-р Лео Басс написал колонку о проектах Научной Ярмарки, и в то время мы служили председателями (а он является и ныне) Комитета исследований и грантов Международного Бетта конгресса (МБК). Мы недавно входили в подкомитет, на котором был рассмотрен отчет по проектам Научной Ярмарки,  представленным к возможным наградам. Подобный опыт хорош для студентов, и мы были рады получить записи о премиях, назначенных за первый год, но мы все были немного разочарованы тем, что увидели. Это навело меня на размышления, что я не прочь подлить еще масла в огонь. Я собираюсь обсудить это в двух основных частях, одна из которых касается научных ярмарок, а вторая - гипотетического проекта о Бетта-левшах.     
Наблюдения о Научной ярмарке.   
Я работал в течение почти сорока лет на разных должностях в Исполнительном комитете (какое-то время даже в качестве председателя), но, что важнее, судьей Научной ярмарки Айова, ставшей событием для всего штата. Я уже давно обеспокоен большим разрывом между действительно хорошими проектами Научной ярмарки и большинством остальных. Существование этого пробела в значительной степени подпитывается отсутствием опытных руководителей проектов. Я не хочу сказать, что руководители не имели никакого опыта, но они обычно не были осведомлены о моментах, на которых заостряли внимание судьи Научной ярмарки.   
У Научных ярмарок имеется несколько целей. Основная идея в том, чтобы стимулировать интерес к науке и дать молодым людям опыт в ведении научных исследований. Это включает в себя и ознакомление с «научным методом», который является ни чем иным, как общим подходом к изучению и распространению новых «фактов» о предмете исследования. В этом нет ничего особо уникального. Этот подход может быть использован и в других, ненаучных областях. Я подозреваю, что более структурированная схема научных исследований и отчетности была бы несколько уместнее, нежели взятая из других областей.   
Все это поможет рассмотреть некоторые пункты, обозначенные в резюме «Стандартов для оценки», предоставленных Международным объединением Научных ярмарок. Поскольку большая их часть говорит о том, какие проекты могут быть созданы и представлены в целом, я ограничусь лишь теми пунктами, которые касаются научных аспектов самого проекта. Ниже приведены некоторые из них:   

  • * Является ли проект новым в своем содержании и исполнении?

  • * Ищется ли в нем новый и лучший способ выразить научную идею?

  • * Отвечает ли проект обычным требованиям к точности наблюдений, контролируемых экспериментов, теории, анализу, синтезу, причинно-следственным рассуждениям, сравнениям, показывающим сходство и различие?

  • * Отражен ли принцип прикладной науки, влияющей на жизнь людей?

  • * Является ли проект познавательным для неспециалистов и ученых?   

Пока я пропустил некоторые другие пункты «Стандартов», поскольку должен признать, что они имеют дело с общими представлениями судей и общественности в целом. Однако они также являют собой важный момент, поскольку касаются значимого аспекта науки, публикации или обнародования результатов исследований. Проекты Научной ярмарки схожи со стендовыми докладами на научных конференциях, которые часто используются вместо презентаций лекционного типа.  


Фотографии с различных научных ярмарок, США

Непосредственно оценка включает интервью с докладчиками, которые охватывают как информационное наполнение проекта, но также и знание студентами предмета, возможность уточнить и «защитить» предложенные методы, средства, результаты и выводы. В этом кроется двоякая цель: с одной стороны - стимулировать интерес к науке у молодежи и поддерживать развитие новых поколений компетентных ученых. Другая сторона заключается в предоставлении студентам возможности узнать и испытать на собственном опыте весь этот процесс.   
Подобные вещи требуют соответствующего руководства. Начальные попытки осуществляются при спонсировании и поддержке руководителя, обычно – но не всегда и не обязательно -  преподавателя естественных наук. Правила требуют обязательного присутствия различного рода экспертной поддержки. Компетентные ученые или другие профессионалы призваны обеспечить надлежащий ход необходимых процедур, начиная от защиты студентов, работающих с потенциально опасными химикатами и организмами, до  защиты животных, вывоза отходов и многочисленных других проблем.   
Даже научные руководители могут иметь ограниченный опыт научных исследований и, конечно, существует множество различий в опыте научных ярмарок. Некоторые проекты просты и могут быть выполнены даже в классе. Другие же студенты могут присоединиться к высокоорганизованным исследовательским группам в университетах или серьезным коммерческим лабораториям. Очевидно, это означает, что некоторые из них мало чем могут воспользоваться, в то время как другие могут иметь доступ к самому современному оборудованию. Некоторые студенты могут работать в одиночку, в то время как другие работают над проектом в классе вместе с коллегами. Некоторые из них практически не имеют ресурсов, в то время как другие могут иметь доступ к огромным научно-техническим библиотекам, используя помощь персонала и все виды оборудования и материалов.   
Как и рождение на свет, свое первое выступление каждый участник Научной ярмарки проходит лишь однажды. Некоторые больше никогда не сделают этого вновь, но другие продолжат выступления несколько лет подряд.  Одни в ходе таких повторений могут использовать прошлый опыт для уточнения, исправления и улучшения работ, другие просто следуют с проектом дальше. Кроме того, руководители студентов сами проходят процесс обучения - не только тому, как создать хороший проект, но и как сделать его конкурентоспособным на Научных ярмарках. Подобно хорошим спортивным тренерам, дирижерам оркестров, инструкторам (как вы их называете), есть также выдающиеся преподаватели-руководители. И это так же важно.   
Наконец, как и в большинстве соревнований, здесь бывают большие награды. Наша местная Научная ярмарка (одна из сотен во всем мире) предоставила сумму стипендии около $ 16,000.00 денежных средств, а так же вещные призы. На Научной ярмарке международного уровня речь может идти о нескольких миллионов долларов, в том числе многочисленных стипендиях для колледжа, крупных денежных суммах, поездках и, нередко, контактах, которые по окончании обучения могут привести к работе в ведущих компаниях. Неудивительно, что при существовании событий подобного масштаба, находятся учителя, которые знают, как заполучить студентов, способных выдержать конкуренцию.   
Отлично. Так какое отношение все это имеет к Бетта-левшам?  
Тем, кто потратил столько же времени, сколько я, наблюдая за петушками Бетта, периодически могут приходить в голову странные мысли. Мне очень нравится находить черты, которые должны быть обусловлены генетически ... такие, как, например, цветные или прозрачные радужные оболочки глаз, и каких рыб я должен скрестить, чтобы это узнать. Недавно я просматривал фотографии для колонки и  заметил, что спинной плавник у самцов перекрывает широкий хвостовой плавник. Я заметил, что в результате такого перекрытия спинной плавник в одних случаях  находится на левой стороне относительно хвостового, а в других – справа от него. Это навело меня на мысли и о других поведенческих предпочтениях, которые  они могли бы иметь.   
Поведение Бетта уже давно представляет интерес для биологов  из-за хорошо известного и достаточно последовательного набора ритуалов, связанных с их размножением и территориальностью. Они были подробно описаны М. Дж. А. Симпсон в монографии 1968 года, которая предоставила базовую информацию для огромного числа поведенческих экспериментов с сиамскими бойцовыми рыбками Betta Splendens. Рыбы обладают широким спектром деятельности, но лишь часть ее подпадает под понятие «право- или леворукости»
Самый простой способ наблюдать какое-либо поведение, когда рыба реагирует на что-либо, и наиболее очевидно – на другого Бетту. Когда два петушка сближаются друг с другом, они какое-то время поворачиваются и плавают бок о бок. В это время они раскрывают за счет расширения лучей свои медиальные плавники (спинной, хвостовой и анальный), а также парные брюшные плавники. Брюшные могут быть как расправлены, так и расслаблены и направлены вдоль тела, но, как правило, один из них более раскрыт и сильнее направлен вперед. Симпсон говорит, что сильнее расправляется тот, к которому ближе другая рыба. У рыб с плавниками большими настолько, что спиной перекрывает хвостовой, спинной плавник может заходить на правую или левую сторону хвоста.


Самки, впервые оказавшиеся в одном аквариуме, устанавливают иерархию. На фото из брюшных плавнков более оттопырен тот, к которому ближе соперница
(на первом фото - у мраморной самки, которую с правого бока теснит одна из синих, на втором - у синей "курочки").

Очевидно, что мы имеем   несколько вариантов:

  • 1) Рыбы предпочитают плавать справа или слева от оппонента;

  • 2) Возможно, держат один брюшной плавник более оттопыренным или расслабленным;

  • 3) Рыбы предпочитают перекрывать спинным плавником хвост с левой или правой стороны.

Конечно, еще одним вариантом является то, что они НЕ выполняют ни один из этих пунктов. Любой из них будет легко заметить, и было бы хорошо ответить на пару вопросов. Во-первых, отдают ли они предпочтение той или иной стороне; во-вторых, если отдают, то какой именно?
Есть несколько дополнительных вопросов, на которые можно было бы ответить в процессе определения главного. Есть ли рыбы, реагирующие таким образом на одного сородича, но совершенно иначе на других (другого окраса, самок и т.д.)? Всегда ли реагируют одинаково? Все ли рыбы реагируют таким же образом? Действительно ли одни рыбы «правши», а другие «левши»? Может ли рыба быть правшой в выборе позиции спинного плавника, но левшой в выборе оттопыренного брюшного? Другими возникшими вопросами могут быть: рыбы одних видов более склонны отдать предпочтение той или другой стороне, нежели рыбы других видов? Может ли это являться наследственной чертой?   
Самый простой проект может включать анализ лишь одной особенности. Этой информации достаточно, чтобы некто вывел из нее предварительное суждение о том, что рыба выказывает (или не выказывает) соответствующее предпочтение. В конечном итоге, захочется увидеть все особенности, действительно говорящие что-либо о выборе «право-лево». Но давайте рассмотрим конкретный пример.   
Самое простое в качестве наглядного примера, наверное, соотношение спинного и хвостового плавников. В два стеклянных или пластиковых контейнера объемом около литра каждый сажаем 1) тестируемую рыбу и 2) самку или самца для провокации реакции испытуемой рыбы. Другими стимулами могут быть модели или фотографии, или видеозаписи с  Бетта в провокационных позах. Цель состоит в том, чтобы создать ситуацию, в которой тестируемая рыба расправит свои плавники.  Если и когда это произойдет, наблюдатель сможет записать полученные ответы.  



На фото: в первом случае коронохвостый самец перекрывает спинным плавником хвостовой как справа, так и слева.
Во втором варианте молодой мраморный петушок определенно предпочитает перекидывать спинной плавник на левую сторону.

Чтобы соответствовать стандартному научному методу, будем следовать следующим этапам:

  • 1. Рассмотрение природы  этой проблемы - в данном случае, может ли рыба отдавать предпочтение правой или левой стороне – и формулирование конкретного вопроса или вопросов. Может ли рыба своим поведением показать, что является правшой или левшой? Если да, то соотносимо ли это с людской право- или леворукостью? Возможно, были бы и другие вопросы.

  • 2. Введение в проблему с кратким обсуждением о целях и значении изучения. Этот этап включает себя обзор всего, что уже известно. Было ли это изучено и опубликовано ранее? Какие события подтолкнули к постановке данного вопроса? Какие еще моменты могут быть включены. Этот этап официально называют «Обзором литературы» или фундаментом, и он необходим, если мы планируем расширить то, что уже было известно по данной теме.

  • 3. Как получить информацию, которая поможет ответить на поставленные вопросы или поддержать гипотезы Здесь будут перечислены и описаны эксперименты и процедуры. Какие средства использовались? С какими рыбами? Какие проводились опыты? Сколько вариантов, сколько повторений? И так далее. Этот этап официально называется «Материалы и методы» и служит для сбора информации.

  • 4. На следующем этапе делаются тесты и записываются результаты. Результаты называют данными. Это фактические итоги испытаний или экспериментов, предоставляющие информацию, которая будет использована в поддержку (или опровержение) гипотез, или ответит на вопросы, которые предшествовали проекту.

  • 5. Анализ полученных данных. На данном этапе данные систематизируются в таблице и интерпретируются. В настоящее время различные средства, такие, как статистические тесты, используются для определения значения и уровня значимости данных.

  • 6. Обсуждение и выводы.  На этой стадии исследователь применяет результаты изначальных вопросов. Это интеллектуальный этап проекта. Что в итоге выходит? Действительно ли результаты поддерживают идею? В нашем случае - удалось ли доказать, что рыба предпочитает правую или левую сторону? Является ли это новым, чего люди не знали раньше? Может ли эта информация быть полезной? Может ли это относиться к другим рыбам или иметь практическое применение? Какие проблемы возникли? Если положительные ответы не были получены, что можно изменить, чтобы получить больше полезной информации? Привел ли результат к появлению новых вопросов?

  • 7.  Резюме. Это может быть просто краткое изложение сути или выписка из проекта.

  • 8.  Публикации. Многие проекты привели к результатам, которые никогда не получали огласки. Если никто не узнает о проделанной работе, проект имеет мало значения. Публикации в журналах или оглашение результатов на заседаниях или других местах очень важны! Хороший научный вывод должен быть представлен для проверки и критики, и может послужить основой для дополнительных исследований. Он так же сохранится для потомков и убережет других от бессмысленных повторений уже проделанного.    

Мои собственные рассуждения.
Изложение вышло слишком длинным и, в то же время, слишком коротким. Я попытался представить тему, которая, полагаю, может быть очень интересной и в то же время легко разбивается на студенческом уровне по задачам и экспериментам. Они требуют меньше затрат и выполнимы в более короткие сроки. Короче говоря, они идеально подходят для проектов нижних уровней Научной Ярмарки.
Просто ради интереса я решил проверить, смогу ли я собрать немного информации о право- или леворукости Бетта легким путем. Я купил в Бангкоке осенью прошлого года книгу о петушках, в которой было много фотографий. Я рассматривал, у кого на снимках спинной плавник накладывался на хвостовой справа, а у кого слева. Я был поражен, обнаружив, что вышло по 49 тех и тех. Еще у восьми плавники находились частично с каждой стороны. Некоторые из задних лучей были по одну сторону, но большая часть плавника – по другую. Это могло быть случайностью, но кто знает? Очевидно, мне требовалось больше данных. Многие рыбы не имели перекрытия спинного и хвостового плавников, в том числе, как и ожидалось, почти все относились к короткоплавниковым формам.
Затем я посмотрел на парные брюшные плавники. У 117 рыб они не были достаточно расправлены, чтобы сделать какие-либо выводы. Пятеро направили вперед свои правые плавники (трое сфотографированы с левого бока и двое с правого). Тринадцать оттопыривали вперед левый плавник (один снят на фото с левой стороны, 12 – с правой). Но ни одна фотография не показывала расположение других рыб, так что не представлялось возможным определить ориентацию в этом смысле.
Я не узнал ничего другого, хотя думал, что  эти черты легко наблюдать и классифицировать. Я уверен, что изучение живых рыб даст положительные результаты практически всегда. Если нет, это лишь подогреет мое любопытство. Я надеюсь, что предложил тему, которая может перерасти в хороший проект для Научной ярмарки, и я был бы рад узнать о каких-либо студентах, выяснивших, что действительно существуют правши и левши среди Бетта!

 
Питомец - Топ 1000
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню